vashi-ssilki.ru - Уход за пожилыми родственниками: изменения 2016 года

Закрыть ... [X]

Социальная служба по уходу за пожилыми людьми


Адрес:
Республика Казахстан, 010000,
г. Астана, Левый берег,
Дом Министерств; 15 подъезд
Факс: 740548


Время приема:
Со вторника по пятницу
с 10.00 до 16.00
Перерыв с 13.00 до 14.30

 

Главная » Документы и издания » Публикации » Специализированные доклады » Доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан "О соблюдении прав пожилых людей в Республике Казахстан"

Согласно пункту 68 Венского международного плана, службы социального обеспечения являются инструментами национальной политики и должны преследовать цель максимального выполнения престарелыми социальных функций. Они должны иметь местную базу и предоставлять широкий диапазон социальных услуг в области профилактики, лечения стареющих людей, с тем, чтобы они могли вести максимально возможную независимую жизнь в своем доме и в своем общественном коллективе, оставаясь активными и полезными гражданами.
Социальное обслуживание пожилых является одной из актуальных проблем. Человек в старости утрачивает прежние социальные роли, часто теряет родных и близких, наступает духовный упадок, что приводит к сужению круга контактов, вариантов отношения к миру.
С 2002 года ежегодные расходы республиканского бюджета на оказание социальной помощи и социального обеспечения, включая расходы, запланированные на 2006 год, выросли со 160 миллиардов тенге до более 362 миллиардов тенге, то есть более чем в два раза.
Необходимо отметить, что дома-интернаты не могут удовлетворить всех нуждающихся в помощи престарелых и инвалидов. Пожилые люди, сохранившие частичную способность к самообслуживанию и проживанию в благоприятных жилищных условиях, неохотно переселяются в государственные учреждения, где они постепенно утрачивают связи с привычным окружением, но, проживая в домашних условиях, они нуждаются в помощи и периодических услугах.
В Республике Казахстан существует 2 основные модели ухода за пожилыми людьми, закрепленные в Типовых Правилах социального обслуживания, утвержденных приказом и.о. Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 1 декабря 2005 года № 306-п. Согласно данным Типовым правилам социальные услуги оказываются пожилыми людям на дому и в социальных учреждениях. Социальными учреждениями являются дома – интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические диспансеры и территориальные центры социального обслуживания
О социальных услугах оказываемых пожилым людям в домах – интернатах для престарелых и инвалидов было рассказано в главе 2.2 настоящего доклада.
Настоящий раздел посвящен вопросу соответствия уровня оказываемых социальных услуг стандартам в области прав человека в территориальных центрах социального обслуживания пенсионеров (территориальный центр) и о социальном обслуживании на дому.
1) Территориальный центр социального обслуживания
Территориальный центр предназначен для дневного пребывания престарелых и инвалидов первой, второй, третьей группы, нуждающихся в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или заключением медицинской организации в постороннем уходе и социальном обслуживании, с целью получения медико-социальных и реабилитационных услуг, проведения досуга и отдыха. На дневное пребывание не принимают людей, за которыми требуется постоянный бытовой уход.
Медицинскими противопоказаниями к социальному обслуживанию в территориальном центре являются наличие туберкулеза в активной стадии процесса, карантинных инфекций, заразных заболеваний кожи и волос, венерических заболеваний, СПИДа, требующих лечения в специализированных медицинских организациях, психических заболеваний, за исключением неврозов, судорожных синдромов различной этиологии с редкими (не более 1 раза в 2-3 месяца) припадками, без слабоумия и выраженных изменений личности.
Территориальный центр для осуществления своей деятельности должен иметь лицензию на медицинскую деятельность, и в некоторых случаях лицензию на образовательную деятельность.
Основными задачами территориального центра являются создание для обслуживаемых лиц благоприятных условий жизни, приближенных к домашним, предоставление социальных услуг в соответствии с государственными стандартами социального обслуживания и проведение реабилитационных мероприятий.
При обслуживании за счет бюджетных средств в территориальные центры принимают граждан по направлению территориального уполномоченного органа в области социальной защиты населения.
Инвалиды, участники Великой Отечественной войны и лица, приравненные к ним, принимаются в первоочередном порядке. Допускается прием лиц для обслуживания за счет внебюджетных средств
 На социальное обслуживание пожилые и инвалиды принимаются на основании следующих документов:
1)заявление; 
2)направление уполномоченного органа (при обслуживании за счет бюджетных средств);
3)удостоверение личности;
4)справка о местожительстве;
5)медицинская карта о состоянии здоровья (по установленной форме);
6)выписка из амбулаторной карты;
7)пенсионное удостоверение (для лиц пенсионного возраста);
8)удостоверение, подтверждающее статус инвалида, участника ВОВ и лиц, приравненных к ним (для инвалидов, участников ВОВ и лиц, приравненных к ним);
для инвалидов дополнительно:
9)копия выписки из справки об инвалидности;
10)копия выписки из индивидуальной программы реабилитации инвалида. 
Условия пребывания обслуживаемых лиц должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим нормам, требованиям безопасности, в том числе противопожарным требованиям. Здание территориального центра должно быть оборудовано специальными приспособлениями с целью обеспечения беспрепятственного доступа к нему, удобства пребывания, передвижения внутри помещения, проведения реабилитационных мероприятий, организации отдыха и досуга. Помещения внутри здания территориального центра по размерам, расположению и конфигурации должны обеспечивать условия для предоставления качественных социальных услуг. При предоставлении социальных услуг, учитываются возраст и состояние здоровья обслуживаемого лица, содержание индивидуальной программы реабилитации инвалида, личностные качества.
Порядок пребывания в территориальном центре определяется Правилами внутреннего распорядка, утверждаемыми учредителем или уполномоченным органом. Администрацией территориального центра ведется журнал учета посещений, который имеет графы: фамилия, имя, отчество; дата рождения; адрес проживания, домашний телефон; число месяца с отметкой о посещении; виды предоставленных социальных услуг. 
Снятие с учета по социальному обслуживанию осуществляется:
1)по личному заявлению обслуживаемого лица;
2)при переезде в другую местность;
3)при наличии медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию;
4)при систематическом (более трех раз) нарушении обслуживаемым лицом Правил внутреннего распорядка, в том числе употреблении наркотических веществ, распитии спиртных напитков, порче товарно-материальных ценностей и иного имущества, совершении противоправных действий; 
5)в случае смерти обслуживаемого лица.
К первому июля 2006 года в республике насчитывалось семь территориальных центров социального обслуживания, в состав которых входят отделения оказания социальной помощи на дому и полустационарные отделения дневного пребывания. Например, в Северо–Казахстанской области функционирует Булаевский территориальный центр социального обслуживания пенсионеров и инвалидов на 45 мест. В силу очевидной востребованности территориальных центров социального обслуживания необходимо увеличить их число, создав такие центры в каждой области республики.
Информация о территориальных центрах социального обслуживания
на 1 июля 2006 года


Всего

Число центров, единиц

6

из них имеют стационары

4

Число мест, ВСЕГО

545

в том числе для :

 

постоянного и временного проживания

45

дневного пребывания

500

Численность проживающих постоянно или временно, человек

45

Число лиц, принятых на условиях платного содержания

0

Число человеко-дней, проведенных престарелыми и инвалида ми в течении года всего :

в том числе:

58526

пятидневного пребывания

7548

из них на платных условиях

0

дневного пребывания

50978

из них на платных условиях

0

Затраты на содержание за отчетный период, ВСЕГО,
тыс. тенге, в том числе

36766,5

на текущее содержание

36766,5

на капитальный ремонт

0

Поступило средств от платных услуг, тыс. тенге

709

Сотрудники учреждения осуществляют культурно-бытовое и медицинское обслуживание, в дневное время организуют посильную трудовую деятельность, общение друг с другом.
Лица, зачисленные на обслуживание в отделение дневного пребывания, могут пользоваться клубными помещениями, банями, библиотеками наравне с проживающими в стационарных центрах. Им должна быть оказана медицинская помощь в объеме учреждения.
Смысл отделений дневного пребывания в том, чтобы помочь пожилым людям преодолеть одиночество, освободить от замкнутости. В таких отделениях сотрудники стараются создать хотя бы подобие домашней обстановки, гостеприимной гостиной, в которой можно общаться со знакомыми, открывать новые знакомства. Здесь же можно получить доврачебную помощь, оздоровительные процедуры, бесплатное или льготное питание. В таких отделениях организуются различные виды посильного труда, в процессе которого можно и заработать шитьем, рукоделием, ремеслом, тем самым реализовав свою потребность быть полезным. Клиенты дневного отделения могут совместно отмечать праздники, дни рождения.
2) Отделения социальной помощи на дому
Подавляющее большинство пожилых людей предпочитают оставаться в привычных домашних условиях, а получение помощи в специализированных учреждениях требует больших затрат. Это приводит к необходимости создания социальных и экономических условий, способствующих предупреждению заболеваний и инвалидности среди пожилых людей, позволяя им оставаться в собственных домах так долго, насколько это возможно. Достижению этой цели могут способствовать такие меры, как уход за пожилыми людьми на дому.
В этой связи отделения социальной помощи на дому остаются преимущественной формой социального обслуживания.
Кроме того, визиты социальных работников могут способствовать снижению показателей смертности и сокращению числа лиц, поступающих в дома престарелых.
Согласно действующему ГОСТу 1457-2005 установлены следующие виды социального обслуживания на дому:
социально – бытовые услуги;
социально – медицинские услуги;
социально – психологические услуги;
социально – правовые услуги.
На надомное обслуживание принимаются лица, не имеющие близких совершеннолетних трудоспособных родственников, обязанных по законодательству их содержать и заботиться о них, а также имеющие близких родственников, которые по объективным причинам не могут обеспечить им постоянную помощь и уход (в силу преклонного возраста, имеют инвалидность первой, второй группы, онкологические, психические заболевания, находятся в местах лишения свободы, выехали на постоянное местожительство за пределы страны или проживают в другом населенном пункте).
Инвалиды, участники Великой Отечественной войны и лица, приравненные к ним принимаются на надомное обслуживание в первоочередном порядке.
Медицинскими противопоказаниями к надомному обслуживанию являются наличие туберкулеза в активной стадии процесса, психических заболеваний, за исключением неврозов, неврозоподобных состояний при соматических заболеваниях, легкой степени дебильности, судорожных синдромов различной этиологии с редкими (не более одного раза в 2-3 месяца) припадками, без слабоумия и выраженных изменений личности, карантинных инфекций, заразных заболеваний кожи и волос, венерических заболеваний, СПИДа, требующих лечения в специализированных медицинских организациях.
Основными задачами надомного обслуживания являются создание обслуживаемым лицам благоприятных условий пребывания в привычной социальной среде, поддержание условий проживания согласно гигиеническим требованиям, предоставление социальных услуг в соответствии с государственными стандартами социального обслуживания и проведение реабилитационных мероприятий.
Прием лиц на надомное обслуживание осуществляется уполномоченным органом на основании следующих документов:
1)заявление;
2)удостоверение личности;
3)справка с места жительства;
4)медицинская карта;
5)акт обследования материально-бытовых условий (по установленной форме);
6)пенсионное удостоверение (для лиц пенсионного возраста);
7)удостоверение, подтверждающее статус инвалида, участника ВОВ и лиц, приравненных к ним (для инвалидов, участников ВОВ и лиц, приравненных к ним);
для инвалидов дополнительно:
8)копия выписки из справки об инвалидности;
9)копия выписки из индивидуальной программы реабилитации инвалида.
На каждого обслуживаемого заводится личное дело, которое хранится в социальном учреждении.
Основаниями для расторжения договора являются:
1)заявление обслуживаемого лица;
2)наличие медицинских противопоказаний к приему на социальное обслуживание;
3)переезд обслуживаемого лица в другую местность;
4)необоснованные оскорбления и обвинения обслуживаемым лицом социального работника, унижающих его человеческое достоинство.
Особое место при предоставлении социальных услуг имеет организация помощи одиноким пожилым людям. Социальные работники, оказывая помощь на дому скрашивают недостаток человеческого общения. Навещая одиноких, малоподвижных пожилых людей социальные работники избавляют их от вынужденного одиночества. Не менее важно, что социальные работники оказывают подопечным набор услуг.
Согласно СТ РК 1457-2005 отделениями социальной помощи на дому оказываются следующие социальные услуги:
услуги по уходу за престарелыми;
помощь при подъеме с кровати, одеванию, умыванию, принятию пищи, пользованию туалетом, передвижению в доме;
оказание помощи в написании и прочтении писем;
содействие в направлении в стационарные учреждения;
покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов, промышленных товаров первой необходимости, лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
содействие в приготовлении пищи;
доставка воды, топка печей в частных домах, содействие в обеспечении топливом для людей, проживающих в домах без центрального отопления;
сдача вещей в прачечную, химчистку, ремонт и обратная их доставка;
помощь в стирке белья;
содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений;
содействие в оплате жилищных и коммунальных услуг;
сопровождение вне дома, в том числе к врачу;
организация ритуальных услуг;
обеспечение ухода с учетом состояния здоровья, в том числе оказание санитарно – гигиенических услуг (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание);
наблюдение за состоянием здоровья (измерение температуры и давления);
проведение в соответствии с назначением врача медицинских процедур (по приему лекарств, закапыванию капель, наложению компрессов, обработке пролежней, выполнение очистительных клизм);
оказание психологической помощи, в том числе: беседы, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса;
оказание экстренной доврачебной помощи;
содействие в получении технических вспомогательных, компенсаторных приспособлений, направление на санаторно–курортное лечение в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
содействие в госпитализации;
содействие в проведении медико–социальной экспертизы;
содействие в получении полагающихся гарантий, пособий, компенсаций;
предоставление социально–правовых услуг: консультирование по социальным вопросам.
Как видно из перечня социальные работники оказывают услуги как по удовлетворению первичных, жизненных потребностей физиологического характера, так и пытаются оказывать психосоциальные услуги.
Социальные работники приходят к подопечным по графику, составленному с учетом пожеланий престарелых и инвалидов и утвержденному заведующим.
Все более важное место в работе социальных учреждений должно занимать обучение профессионалов, выполняющих программы оказания социальных услуг населению старших возрастов. Одним из основных принципов работы с пожилыми людьми является уважение к личности. Для социальных работников необходимо понимание множества психологических, психопатологических, морально-этических проблем, возникающих у пожилых людей, овладение методиками и технологиями, которые бы помогли и облегчили их усилия в повседневной практической работе и при общении с обслуживаемыми группами населения. От социальных работников требуется оперативность, инициативность, сообразительность в решении конкретных потребностей каждого старого человека.
В этой связи для решения первоочередных задач обслуживания старых людей необходимо наличие квалифицированных кадров.
Нормативы штатной численности социальных работников определены СТ РК 1457-2005, согласно которым на 8-10 человек в городах и 4-6 человек в сельских населенных пунктах должен приходится 1 социальный работник.
Всего в Республике Казахстан действует 329 отделение оказания социальной помощи на дому и обслуживается более 33 тыс. одиноких престарелых граждан.
Самое большее число отделений социальной помощи функционирует в Карагандинской области - 47 (штат социальных работников - 509 обслуживаемых пожилых и инвалидов – 4971), в Восточно–Казахстанской области - 42 (штат – 543 социальных работников, обслуживаемых одиноких пожилых и престарелых - 4610 человек), в городе Алматы - 27 (штат 329 человек, обслуживаемых престарелых пенсионеров и инвалидов – 2826), в Северо–Казахстанской области - 27 (штат - 474 социальных работников, обслуживается 2741 человек). В Павлодарской и Южно–Казахстанской областях функционирует по 26 отделений социальной помощи. В Павлодарской области штат социальных работников 391 человек, обслуживаемых одиноких пенсионеров и нетрудоспособных граждан 2188 человека. В Южно-Казахстанской области обслуживается 2687 человек. В Западно–Казахстанской области функционирует 24 отделений социальной помощи (штат - 396 соцработников, обслуживаемых одиноких престарелых и инвалидов – 2507), в Костанайской области 20 отделений социальной помощи (штат - 276 социальных работников, которые обслуживают 269 инвалидов, 125 участников войны, 29 семей погибших воинов, 1879 одиноких пожилых людей). В Алматинской области действует 19 отделений (штат 161 работник, обслуживается 1407 пожилых человека), в Актюбинской области - 16 отделений социальной помощи (штат - 313 социальных работников, опекаемых пожилых людей – 1387).
Меньше всего отделений социальной помощи функционирует в Кызылординской области – 9 (штат - 161 социальных работника, обслуживаемых одиноких престарелых 828), в Мангистауской области - 8 отделений (штат - 109 социальных работников, обслуживаемых одиноких и престарелых людей – 647), в Жамбылской области - 7 (штат 80 - работников, обслуживаемых пожилых - 612 человек). В городе Астане – 3 (штат - 31 специалист, которые обслуживают 150 одиноко проживающих пожилых.
Информация об отделениях социальной помощи на дому
на 1 июля 2006 года




Всего, в том числе

при управлениях труда и
соц. защиты населения

при домах-интернатах и территориальных центрах

1

2

3

4

Число отделений, всего, единиц

329

300

29

в т.ч. в сельской местности

133

133

0

Численность социальных работников всего, человек:

4472

4180

292

в том числе:




- в отделениях

4191

3899

292

- вне отделений

276

276

0

Количество штатных единиц

4322,5

4030,5

292

Фактически работает

4334,95

4042,95

292

Кроме того, численность работающих по договору

242

242

0

Численность обслуживаемых, всего:

33246

30569

2677

в том числе:




- престарелых

26830

25079

1751

- инвалидов

6416

5490

926

Из них обслуживается по индивидуальным договорам

7816

7816

0

Затраты на содержание обслуживаемых за отчетный период, тыс. тенге

469533,2

435055,8

34477,4


Явные позитивные результаты деятельности служб социальной помощи на дому особенно заметны в том, что после создания их сократились очереди для поступления в дома-интернаты среди людей, лишенных возможности к самообслуживанию, нуждающихся в помощи и уходе. Теперь эти люди могут проживать у себя дома, в привычных условиях, с прежним стилем жизни. Центры социального обслуживания не ждут, когда к ним обратится за помощью пенсионер, они должны самостоятельно выявить тех, кто нуждается в их поддержке.
3) Альтернативные формы оказания социальных услуг
В последнее время появились и развиваются альтернативные формы оказания социальных услуг нуждающимся в них лицам. Так, усилиями неправительственных организаций в Павлодарской области создано молодежное общественное объединение «Социальный волонтерский центр», которое оказывает помощь пожилым. К альтернативным формам также относятся социальные дома в областях. Все виды альтернативных служб по оказанию социальных услуг следует развивать и расширять, так как все они являются проявлением самостоятельной инициативы населения, то само по себе имеет еще и значение все более проявляющихся в Казахстане признаков свободного гражданского общества.
Социальное жилье
Согласно рекомендации 21 Венского международного плана по проблемам старения следует поощрять правительства проводить жилищную политику, учитывающую потребности престарелых.
В 2001 году в городе Алматы сдан в эксплуатацию Дом ветеранов на 350 мест, отличающийся комфортабельными условиями проживания. В 2003 году в нем проживало 318 ветеранов войны и труда, в 2004 году – 337 пожилых, в 2005 году – 340 пожилых, на 1 июля 2006 года в Доме проживает 339 пожилых.
Также в городе Алматы создан 74-квартирный социальный жилой дом для постоянного проживания одиноких пенсионеров, инвалидов и супружеских пар пенсионного возраста, нуждающихся в социально – бытовом и медицинском обслуживании. Все, кто проживает в социальном доме в прошлом имели свои квартиры, которые сдали государству и взамен получили новые в доме. В 2003 году в доме проживало 70, в 2004 и 2005 году – 67, в 2006 году - 65 пенсионеров. В доме имеется врач и три медсестры, медобслуживание бесплатное. В каждой квартире телефоны с городскими номерами. В доме есть парикмахерская, прачечная, комната отдыха, в которой проживающие могут посмотреть фильмы. Все услуги в доме бесплатные. Лифты в доме находятся в рабочем состоянии, продукты питания привозятся во двор, рядом с домами несколько магазинов, аптека. Есть совет ветеранов, старший по подъезду. Жильцы коллективно отмечают дни рождения и провожают усопших.
социальная служба по уходу за пожилыми людьми Хотя и здесь могут быть проблемы. Часть жильцов, живя в социальном доме, столкнулась с бытовыми ситуациями, не отвечающими уровню положенных стандартов и условий - в ванных комнатах нет света, крыши домов протекают. Своих денег у социального дома на ремонт крыши нет, ремонт, проведенный на средства акимата, оказался некачественным.
Социальный дом находится по соседству с алматинским домостроительным комбинатом (АДК). Часть своей территории, находящейся напротив окон социального дома, АДК сдал под СТО, который является источником повышенного шума и неприятных запахов. В этой связи, пожилые люди, чьи окна выходят на СТО вынуждены держать окна постоянно закрытыми, что не спасает от шумов. Более того, вследствие плохой звукоизоляции, пожилые люди слышат все происходящее в соседних квартирах.
Следует отметить, что два пятиэтажных дома находятся на окраине города Алматы. Несмотря на то, что во дворе поставлены лавки и беседки, территория дома огорожена высоким забором.
В доме сложилась неблагоприятная психологическая обстановка. Старые люди оказались изолированными от общества и в окружении себе подобных начали появляться проблемы взаимоотношений. В этой связи заметим как подтверждение рекомендаций международных правозащитных институтов в том, что всякая изоляция и создание специальных мест проживания ограничивают права человека и закрывают возможности для развития и жизни в обычном обществе.
Таким образом, первоочередными вопросами в сфере социального обслуживания на дому, требующими решения являются следующие:
1.увеличение количество территориальных центров социального обслуживания;
2.низкий профессиональный уровень социальных работников;
3.недостаточность количества отделений социальных помощи на дому и социальных работников;
4.необходимость развития альтернативных форм оказания социальных услуг.


    Kaz Rus Eng
   


портал по защите прав детей
Источник: http://www.ombudsman.kz/publish/docs/doklad_spec/detail_2.php?ID=1226


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



3.3 Социальные услуги пожилым людям. Деятельность Автоматический светофильтры для сварочных масок

Социальная служба по уходу за пожилыми людьми УХОД ЗА ПРЕСТАРЕЛЫМИ - Патронажная служба Киева
Социальная служба по уходу за пожилыми людьми СОЦИАЛЬНО -БЫТОВЫЕ УСЛУГИ - Патронажная служба
Социальная служба по уходу за пожилыми людьми Уход за пожилыми людьми старше 80 лет: работа и
Социальная служба по уходу за пожилыми людьми Социальные сиделки - Сиделка спб
Социальная служба по уходу за пожилыми людьми GJMS GP6-RT-HL45
Социальная служба по уходу за пожилыми людьми 5 золотых истин, как понять мужчину Блог Ярослава Самойлова
Социальная служба по уходу за пожилыми людьми Max Mara официальный сайт, коллекции МаксМара 2017 года
Социальная служба по уходу за пожилыми людьми VII. Порядок предоставления военнослужащим
Yves Rocher - каталог в интернет магазине Автомобилист. org - Клуб любителей автомобилей Как ухаживать за ногтями - советы мужчине Короткие анекдоты Статусы и цитаты точка ру Мастерская по ремонту одежды и пошиву штор Илмас в Мужская причёска полубокс: виды и техника выполнения

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ